Pinnacle Studio Помощь

Pinnacle Studio Помощь


Глоссарий

Терминология мультимедиа состоит из компьютерной терминологии и видео-терминологии. Ниже определены самые важные термины. Перекрестные ссылки помечены &.

ActiveMovie.

Программный интерфейс компании Microsoft для управления мультимедийными устройствами в среде Windows. & DirectShow, DirectMedia.

ADPCM. Сокращение для Adaptive Delta Pulse Code Modulation (адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция), способ хранения аудиоинформации в звуковом формате. Этот метод кодирования и сжатия звука используется при создании CD-I.

AVI. Сокращение для Audio Video Interleaved (чередующиеся аудио- и видеоданные), стандартный формат цифрового видео для Windows.

BIOS. Сокращение от «Basic Input Output System» (Базовая система ввода-вывода). Базовые команды ввода и вывода, сохраненные в & ROM, PROM или EPROM. Основная задача BIOS – управление вводом-выводом. При запуске компьютера ROM-BIOS выполняет ряд тестов. & См. также: Параллельный порт, Прерывание, Ввод/вывод.

CD-ROM. CD-ROM – это носители большой емкости для цифровых данных, например, цифрового видео. CD-ROM можно читать, но не них нельзя записывать: ROM – это сокращение для Read-Only Memory (ПЗУ, постоянное запоминающее устройство).

COM-порт.

Последовательный порт, расположенный на обратной стороне компьютера и предназначенный для подключения к компьютеру модема, плоттера, принтера или мыши.

DCT. Сокращение для Discrete Cosine Transformation (дискретное косинусное преобразование). Часть алгоритма сжатия изображения JPEG и аналогичных алгоритмов: информация о яркости и цвете сохраняется в виде частотных коэффициентов.

Digital8. Цифровой формат видеоленты, записывающий DV-кодированные аудио- и видеоданные на ленты Hi8. Видеокамеры и видеомагнитофоны Digital8, в настоящее время производимые только компанией Sony, могут работать с кассетами как Hi8, так и Video8.

DirectMedia.



Системное расширение компании Microsoft для мультимедийных приложений в среде Windows. & ActiveMovie.


DirectShow.

Системное расширение компании Microsoft для мультимедийных приложений в среде Windows. & ActiveMovie.

DirectX. Набор системных расширений, разработанных компанией Microsoft для Windows 95 и последующих операционных систем с целью возможного ускорения игр и видео.

DMA. Direct Memory Access (прямой доступ к памяти).

DV. Цифровой формат видеоленты для записи цифрового звука и цифрового видео на металлизированную ленту шириной ? дюйма. На миниатюрных лентах DV может храниться до 60 минут видео, а на стандартных лентах DV – до 270 минут.

ECP. Enhanced Compatible Port (улучшенный совместимый порт). Обеспечивает ускоренный двусторонний обмен данными через & параллельный порт; может использоваться определенное сжатие данных. & EPP

EPP. Enhanced Parallel Port (улучшенный параллельный порт). Обеспечивает ускоренный двусторонний обмен данными через & параллельный порт; рекомендуется для Studio DV. & ECP

EPROM. Сокращение для Erasable Programmable Read Only Memory (стираемое программируемое постоянное запоминающее устройство). Микросхема памяти, способная после программирования хранить свои данные в отсутствие источника питания. Содержимое памяти может быть удалено с помощью ультрафиолетового света и записано заново.

FireWire. Фирменное название Apple Computer для протокола последовательной передачи данных IEEE-1394.

GOP. При сжатии & MPEG поток данных сначала разбивается на различные разделы, называемые GOP (Group of Pictures, группа кадров), каждый из которых содержит несколько кадров. Одна GOP содержит три типа кадров: I-кадры, P-кадры и B-кадры.

Hi8. Улучшенная версия Video8, использующая запись S-Video на металлопорошковой или металлизированной ленте. Благодаря повышенному яркостному разрешению и увеличенной полосе частот дает более резкие картинки, чем Video8.

HiColor. Для изображений это обычно означает 16-битовый (5-6-5) тип данных, который может содержать до 65536 цветов. Изображения этого типа поддерживаются форматами файлов TGA. Другие форматы файлов требуют предварительно преобразовать изображение HiColor в True Color. При отображении HiColor обычно использует 15-битовые (5-5-5) адаптеры дисплеев, которые могут отображать до 32768 цветов.




I/O. Input/Output (ввод/вывод).

IDE. Сокращение для Integrated Device Electronics: интерфейса жесткого диска, объединяющего всю электронику управления диском в себе, а не в адаптере, подключающему диск к шине расширения.

IEEE-1394. Это протокол последовательной передачи данных, разработанный Apple Computers и введенный под именем FireWire, обеспечивающий скорость до 400 Мбит/с. Sony предлагает слегка модернизированную версию для передачи DV-сигналов под названием i.LINK, обеспечивающую скорость передачи до 100 Мбит/с.

JPEG. Сокращение Joint Photographic Experts Group (Объединенная группа экспертов в области фотографии). Так же называется стандарт сжатия цифровых кадров, основанный на дискретном косинусном преобразовании.

LPT. & Параллельный порт.

M1V. Файл MPEG1, содержащий только видеоданные. & MPA, MPG

MCI. Media Control Interface (интерфейс управления средой передачи информации). Интерфейс программирования, разработанный Microsoft как средство воспроизведения аудио- и видеоданных. Он также используется для подключения компьютера к внешнему видеоисточнику, например, видеомагнитофону или лазерному диску.

Motion-JPEG (M-JPEG). Формат Video for Windows для JPEG-сжатых видеопоследовательностей, определенный компанией Microsoft.

MPA. Файл MPEG, содержащий только аудиоданные. & M1V, MPG

MPEG. Сокращение для Motion Pictures Experts Group (Экспертная группа по вопросам движущегося изображения). Стандарт сжатия движущихся изображений. По сравнению с M-JPEG обеспечивает уменьшение объема данных на 75-80% с тем же визуальным качеством.

MPG. Файл MPEG, содержащий и видео-, и аудиоданные. & M1V, MPA

MPV. Файл MPEG, содержащий только видеоданные. & MPA, MPG

NTSC. Сокращение для National Television Standards Committee (Национальный комитет по телевизионным стандартам); а также стандарт цветного телевидения, созданный этим комитетом в 1953 г., который использует 525 линий и 60 полукадров изображения в секунду. NTSC используется в Северной и Центральной Америке, Японии и других странах.




PAL. Сокращение для Phase Alteration Line (построчное изменение фазы). Стандарт цветного телевидения, разработанный в Германии, использующий 625 линий и 50 полукадров изображения в секунду. Это преобладающий в Европе телевизионный стандарт.

QSIF. Quarter Standard Image Format (четверть стандартного формата изображения), для & MPEG-1 определяющий разрешение 176 x 144 для PAL и 176 x 120 для NTSC. & SIF

RGB. Сокращение для Red, Green и Blue (красный, зеленый, синий), основных цветов, используемых для аддитивного смешивания цветов. RGB описывает метод, используемый в компьютерной технологии, где данные изображения передаются с помощью разбиения на три основных цвета.

RLE. Сокращение для Run Length Encoding (кодирование длин серий). Метод сжатия, используемый в JPEG и многих других способах сжатия. Повторяющиеся значения сохраняются не отдельно, а со счетчиком, указывающим количество повторений в последовательности.

ROM. Сокращение для Read Only Memory (постоянное запоминающее устройство, ПЗУ). Область памяти, способная хранить свои данные в отсутствие источника питания после однократного программирования. & EPROM

SCSI. Сокращение для Small Computers System Interface (интерфейс малых компьютерных систем). SCSI используется как интерфейс жестких дисков в некоторых высокопроизводительных ПК благодаря его высокой скорости передачи данных. Одновременно к компьютеру можно подключить до восьми устройств SCSI.

SECAM. Сокращение для Sequential Couleur a Memoire. Система цветного телевещания, используемая во Франции и Восточной Европе, разработанная на основе системы PAL, работающая с 625 линиями и 50 полукадрами изображения в секунду.

SIF. Standard Image Format (стандартный формат изображения), для & MPEG-1 определяющий разрешение 352 x 288 для PAL и 352 x 240 для NTSC. & QSIF

S-VHS. Улучшенная версия VHS, использующая S-Video и металлопорошковую ленту для обеспечения повышенного яркостного разрешения, обеспечивая более резкие картинки, чем VHS.




S-Video. В сигналах S-Video (Y/C) данные яркости (светимость или “Y”) и цвета (цветность или “C”) передаются независимо по нескольким проводам, позволяя избежать модуляции и демодуляции видео и получающегося падения качества изображения.

TrueColor.

Изображение, содержащее достаточно цветов, чтобы быть ”по настоящему” похожим на жизнь. Для изображения это обычно означает 24-битовый цвет, обеспечивающий до 16,7 миллиона цветов.

VHS. Сокращение от Video Home System (домашняя видеосистема). Система, обычно используемая домашними видеомагнитофонами, для записи и воспроизведения изображения и звука на базе ленты шириной полдюйма. VHS-системы используют “композитные” сигналы, состоящие из яркостной и цветовой информации.

Video CD. Стандарт CD-ROM для видео, сжатого в формате & MPEG1.

Video for Windows.

Video for Windows – это системное расширение Microsoft Windows, позволяющее записывать, хранить и воспроизводить видео с жесткого диска.

Video8.

Видеосистема, использующая 8-миллиметровую ленту. Устройства записи Video8 создают композитные сигналы.

VISCA. Протокол, используемый несколькими устройствами для управления внешними видеоустройствами с компьютера.

WAV. Формат файлов звуковых сигналов, обычно также расширение имени звукового файла (*.wav).

Y/C. Y/C – это сигнал, состоящий из двух компонентов: Y = Информация яркости, C = информация цвета.

YUV. Цветовая модель видеосигнала, в которой Y обеспечивает информацию о яркости, а U и V – информацию о цвете.

Адрес. В компьютере все доступные для сохранения места пронумерованы (имеют адреса). С помощью этих адресов можно поместить данные в любое из этих мест. Ряд адресов зарезервирован для исключительного использования конкретными аппаратными компонентами. Если два компонента используют один и тот же адрес, это называется "конфликтом адресов".

Аппаратный кодек.

Метод сжатия, создающий сжатые цифровые видеопоследовательности. Воспроизведение/запись этих видеопоследовательностей требует специального дополнительного оборудования, но при этом может обеспечиваться лучшие значения скорости кодирования и качества изображения, чем у программных кодеков.




Байт. Один байт соответствует восьми & битам. Один байт кодирует ровно один алфавитно-цифровой символ (т.е., букву или цифру).

Баланс белого. В видеокамере усилители трех каналов (красный, зеленый и синий) настраиваются друг относительно друга так, чтобы белые части изображения воспроизводились без оттенка и, таким образом, все цвета цветного телеизображения воспроизводились правильно.

Бит. Сокращение от “binary digit” (двоичный разряд), минимальная единица памяти компьютера. Помимо других функций биты используются для записи значений цветов пикселей изображений. Чем больше битов используется для каждого пикселя, тем больше количество доступных цветов. Например:

1 бит: каждый пиксель либо черный, либо белый.

4 бита: 16 цветов или оттенков серого.

8 битов: 256 цветов или оттенков серого.

16 битов: 65536 цветов.

24 бита: около 16,7 миллиона цветов.

Буфер обмена.

Временная область хранения, совместно используемая всеми программами Windows для хранения данных при операциях вырезания, копирования и вставки. Любые новые данные, помещаемые в буфер обмена, немедленно заменяют находившиеся в нем данные.

Видеодекодер.

Преобразует цифровую информацию в аналоговые сигналы.

Видеокодер.

Преобразует аналоговые сигналы в цифровую информацию.

ВКМ (VCR).

Сокращение для Videocassette Recorder (видео кассетный магнитофон).

Глубина цвета.

Количество битов, несущих информацию от цвете каждого пикселя. В чёрно-белом режиме 1-битовая глубина цвета означает 21=2 цвета, 8-битовая глубина цвета обеспечивает 28=256 цветов, 24-битовая глубина цвета дает 224=16777216 цветов.

Децибел. Единица измерения громкости звука.

Дополнительный цвет. Дополнительные цвета противоположны по значению основным цветам. Если объединить цвет и его дополнительный цвет, вы получите белый цвет. Например, дополнительными цветами красного, зеленого и синего являются циан, пурпурный и желтый, соответственно.

Драйвер TWAIN. TWAIN

определяет стандартизированный программный интерфейс для взаимодействия между графическими программами и/или программами захвата и устройствами, которые предоставляют графическую информацию. Если драйвер TWAIN установлен, функция захвата графического приложения может использоваться для загрузки изображений из видеоисточника прямо в программу. Драйвер TWAIN работает только с 32-разрядными программами и захватывает изображения в 24-битовом режиме.




Драйвер. Файл, содержащий информацию, необходимую для работы периферийных устройств. Например, драйвер захвата Studio работает с платой захвата Studio.

Закрытая GOP. & GOP.

Захват в пакетном режиме. Автоматический процесс, использующий & монтажный лист редактирования для обнаружения и повторного захвата конкретных клипов с видеоленты, обычно с бОльшим потоком, чем первоначально захваченные клипы.

Зубчатость.

(Aliasing). Неточное отображение изображения на экране из-за ограничений устройства вывода. Обычно зубчатость проявляется в виде зубчатых границ вдоль кривых и угловатых форм.

Избыточность.

Избыточная (излишняя) информация может быть удалена при сжатии изображения. При распаковывании изображения могут восстанавливаться без потерь.

Изображение.

Изображение – это репродукция или картинка чего-нибудь. Этот термин часто используется для оцифрованных картинок, состоящих из пикселей, которые могут быть показаны на экране компьютера, и с которыми может работать программное обеспечение улучшения изображения.

Кадр. Одиночное изображение в видео- или мультипликационной последовательности. При использовании полного разрешения NTSC или PAL один кадр состоит из двух чередующихся полукадров.

Канал. Способ систематизации информации в файле данных. Например, цветные изображения используют различные каналы для различных цветных компонентов изображения. Файлы стереозвука используют каналы, чтобы выделить звуки, предназначенные для левого и правого динамиков. Видеофайлы используют комбинации каналов для файлов изображения и звука.

Кбайт. Один кбайт (килобайт) соответствует 1024 & байтам. Здесь “кило” обозначает число 1024, а не префикс метрической системы 1000.

Квантование. Часть стратегии сжатия данных изображения JPEG, в которой существенные детали представляются точно, а менее важные детали (для человеческого глаза) представляются с меньшей точностью.

Клип. Все виды материалов, видимые в Сценарии или Линии времени Окна фильма, в том числе видеоизображения, подрезанные видеосцены, изображения, аудиофайлы и дисковые меню.




Кодек. Сокращение от compressor/decompressor – программное обеспечение, сжимающее (упаковывающее) и разворачивающее (распаковывающее) данные изображения. Кодеки могут реализовываться как программно, так и аппаратно.

Кодирование по Хаффману. Часть метода сжатия изображения JPEG, при котором редко встречающимся значениям приписывается длинный код, а часто встречающимся значениям – короткий код.

Композитный видеосигнал. Композитный видеосигнал кодирует информацию о яркости и цвете в одном сигнале. Форматами записи и воспроизведения композитного видео являются VHS и Video8.

Лазерный диск (LD).

Носитель, на котором хранится аналоговое видео. Информацию на лазерных дисках нельзя изменить.

Масштабирование.

Подгонка изображения под нужный размер.

Мбайт. Один Мбайт (мегабайт) соответствует 1024 & Кбайт или 1024 x 1024 байтам.

Модуляция. Способ передачи электрической информации.

Монтажный лист редактирования. (Edit decision list, EDL). Список клипов и эффектов в том порядке, в котором они будут записаны на видеоленту или в файл AVI. Studio позволяет вам создавать и редактировать собственные монтажные листы, добавляя клипы и эффекты в Сценарий или на Линию времени Окна фильма, удаляя их и изменяя их порядок.

Насыщенность.

Интенсивность цвета.

Неподвижное видео.

Графические изображения (“замороженные кадры”), извлеченные из видео.

Обрезка. Выбирает отображаемую часть изображения.

Общие планы. Общие планы обеспечивают для зрителя общее впечатление и определяют место действия. Но эти сцены также можно позднее использовать для уплотнения затянутых сцен. Когда при монтаже вы переходите от крупного плана к общему, зрителю больше не видны детали и. следовательно, проще сделать прыжок во времени.

Одиночный кадр.

Одиночный кадр – это часть серии или последовательности. Если эта последовательность показывается с достаточной скоростью, создается "движущаяся картинка".

Основные цвета.

Цвета, образующие базис цветовой модели RGB: красный, зеленый и синий. Управляя смешиванием этих цветов на экране, можно создавать большинство других цветов.




Оттенок. Различение цветов с помощью терминов, подобных следующим: красный, желтый, оранжевый.

Параллельный порт.

Данные параллельного порта передаются по 8-битовой линии данных. Это означает, что одновременно могут быть переданы 8 & битов (1 & байт). Этот вид передачи намного быстрее & последовательной передачи, но не подходит для передачи на большие расстояния. Параллельные порты обозначаются буквами LPT и номером (т.е., LPT1).

Переход. Переходы отвлекают внимание зрителя от действительного действия, например, позволяя авторам фильма выполнять хронологические прыжки так, чтобы зритель и не догадывался о них.

Пиксель. Сокращение для picture element (элемент картинки). Пиксели – это самые маленькие элементы показываемого изображения.

Полукадр. Видеокадр состоит из горизонтальных линий и разделен на два полукадра. Все нечетные линии видеокадра образуют Полукадр 1. Все четные линии – Полукадр 2.

Порт. Электрическая точка сопряжения для передачи аудио-, видео- или управляющих данных межу двумя устройствами. & Последовательный порт, параллельный порт.

Последовательный порт. Данные последовательного порта передаются по 1-битовой линии данных. Это означает, что при передаче 8 & битов (1 & байта), эти биты приходится передавать последовательно, один за другим. Следовательно, это вид передачи намного медленнее, чем через & параллельный порт. Последовательные порты обозначаются буквами COM и номером (т.е., COM2).

Поток. Скорость передачи данных в секунду, т.е., количество данных, которые накопитель (жесткий диск или CD-ROM) записывает/читает в секунду или объем данных видеосерии в секунду.

Прерывание. (IRQ,

Interrupt Request). “Прерывание” – это временная остановка основного потока компьютера, позволяющая выполнить служебную или фоновую задачу. Прерывание может быть запрошено либо аппаратурой (например, клавиатурой или мышью), либо программой.

Программный кодек.

Метод сжатия цифровой видеопоследовательности, позволяющий воспроизводить видео без специального оборудования. Качество видео зависит от производительности конечной системы.




Прогрессивная развертка. Метод обновления изображения, при котором создается полное изображение, без пропуска строк. Изображение с прогрессивной разверткой (как на большинстве компьютерных мониторов) мерцает намного меньше изображения с чересстрочной разверткой (большинство телевизоров).

Размер GOP. Размер GOP определяет, сколько I-, B- или P-кадров (картинок) включается в одну & GOP. Принятые размеры GOP, например, равны 12 или 15.

Размер кадра.

Максимальный размер отображаемого изображения в видео- или мультипликационной последовательности. Если изображение, предназначенное для последовательности, больше размера кадра, оно должно быть обрезано или отмасштабировано.

Разметка. (Blacking). Процесс подготовки видеоленты к редактированию вставкой путем записи черного цвета и непрерывной управляющей дорожки на всей ленте. Если устройство записи поддерживает тайм-код, одновременно с данной операцией будет записан тайм-код (процесс также называется “striping”).

Разрешение.

Количество пикселей, которое может быть отображено на мониторе в горизонтальном и вертикальном направлениях. Чем выше разрешение, тем больше деталей может быть выведено на экран.

Растворение.

Переход, при котором видеосцена растворяется в следующей видеосцене. Также называется наплыв, микс или микшер

Растр. Область видеоэкрана, покрываемая сканирующим электронным лучом, прорисовывающим последовательные горизонтальные линии от верхнего левого до нижнего правого угла (с точки зрения зрителя).

Растровое изображение. (Bitmap). Формат изображения, состоящего из набора упорядоченных в ряды точек или “пикселей”.

Светимость. & Яркость.

Сглаживание цветовых переходов (dithering). Увеличение количества видимых цветов с помощью использования цветовых узоров.

Сглаживание.

(Anti-aliasing). Метод сглаживания зубчатых границ на растровых изображениях. Сглаживание обычно выполняется путем затенения границ с помощью пикселей, цвет которых является промежуточным между цветами границы и фона, что делает переход менее заметным. Другой метод сглаживания предполагает использование устройств вывода с повышенным разрешением.




Сжатие. Метод уменьшения размера файлов на диске. Существует два типа сжатия: без потерь и с потерями. Файлы, сжатые без потерь, можно восстановить в их первоначальное состояние без изменения исходных данных. Схемы с потерями при сжатии отбрасывают данные, поэтому такой файл слегка отличается от оригинала.

Тайм-код. Тайм-код определяет положение кадра в видеопоследовательности относительно стартовой точки (обычно начала ленты). Его обычный формат Часы:Минуты:Секунды:Кадры (например, 01:22:13:21).В отличие от счетчика ленты (который можно “обнулить” или сбросить в любой точке ленты) тайм-код – это электронный сигнал, записанный на видеоленту, который не меняется после его присвоения.

Точка входа / точка выхода. При редактировании видео временами точек входа и выхода называются тайм-коды начала и конца, определяющие части клипов, вошедшие в проект.

Фейдер. Цифровой эффект, который обеспечивает постепенный переход от черного экрана к началу видеоклипа, или от конца клипа к черному экрану. Также называется затемнением. Звуковой фейдер – это нарастание или убывание громкости.

Фильтры.

Инструменты, которые изменяют данные для создания специальных эффектов.

Формат изображения.

Отношение ширины изображения или рисунка к его высоте. Сохранение фиксированного формата изображения означает, что любое изменение одного значения немедленно приводит к изменению второго.

Формат файла.

Способ, с помощью которого компьютер хранит изображения или информацию на диске.

Цвет фона. Цвет, подавляемый при выводе на экран, чтобы можно было видеть фоновое изображение. Чаще всего используется при перекрытии одного видеоряда другим, позволяя видеть нижний видеоряд там, где должен быть фоновый цвет.

Цветовая модель.

Цветовая модель – это способ математического описания и определения цветов, а также способ связи цветов друг с другом. У каждой цветовой модели есть свои преимущества. Наиболее распространены две цветовые модели: RGB и YUV.

Цифровое видео.

Цифровое видео бит за битом сохраняет информацию в файл (в отличие от аналоговых средств хранения).




Частота видеоразвертки. Частота, с которой видеосигнал развертывается на экране. Чем выше частота видеоразвертки, тем выше качество изображения и тем менее заметно мерцание.

Частота кадров.

Частота кадров определяет, сколько кадров видеопоследовательности будет воспроизводиться ежесекундно. Частота кадров для видео NTSC равна 30 кадров в секунду. Частота кадров для видео PAL составляет 25 кадров в секунду.

Частота ключевых кадров. Метод, помогающий сжимать видеофайлы, при котором определенные кадры назначаются ключевыми кадрами, видеоданные которых при сжатии сохраняются полностью. Видеоданные всех кадров, находящихся между двумя ключевыми кадрами, сохраняются лишь частично. При распаковывании данные этих частично сохраненных кадров восстанавливаются, используя ключевые кадры (например, MPEG).

Частота. Количество повторений в периодическом процессе (например, в звуковой волне или переменном напряжении) в единицу времени, обычно в секунду (Герц).

Чередование.

Порядок звука и видео, обеспечивающий гладкость воспроизведения и синхронизацию или сжатие. В стандартном формате AVI звук и видео размещаются равномерно.

Чересстрочная развертка. Метод обновления экрана, используемый телевизионными системами. Телеизображение PAL состоит из двух чередующихся половин изображения (полукадров), состоящих из 3121/2 линий каждая. Телеизображение NTSC состоит из двух чередующихся половин изображения, состоящих из 2421/2 линий каждая. Полукадры выводятся по очереди, смешиваясь в одно изображение.

Яркость. Также “светимость”. Показывает яркость видео.



Содержание раздела